История факультета

          Термин «Адаптивная физическая культура» появился в России в 1995 году. Именно в этом году в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта была создана первая в России кафедра «Теории и методики адаптивной физической культуры».
До образования кафедры «Теории и методики адаптивной физической культуры» (ТиМАФК) в нашем Университете был накоплен опыт обучения студентов-заочников с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата. Энтузиастами этой идеи были: Д.Ф. Мосунов, В.И. Кебкало (кафедра плавания), В.П. Жиленкова (Федерация физической культуры и спорта инвалидов Ленинграда).
     В 1991/92 учебном году при кафедре теории и методики физической культуры была открыта специализация «Физическая культура и спорт инвалидов». Разработкой учебной программы этой специализации и проведением занятий со студентами занимались Т.В. Федорова и Л.В. Шапкова. Большую помощь им оказали Ю.Ф. Курамшин (заведующий кафедрой ТиМФК), Т.А. Шанина, а также Специальный Олимпийский комитет Санкт-Петербурга (С.В. Гутников, Т.А. Шамрай), Федерация физической культуры и спорта инвалидов города (В.П. Жиленкова). Было осуществлено 3 выпуска специалистов по физической культуре и спорту, специализирующихся по работе с инвалидами. Опыт реализации данной специализации показал необходимость разработки новой для нашей страны специальности – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).

      Для претворения в жизнь этой идеи в апреле 1995 г. была создана кафедра теории и методики адаптивной физической культуры. Ее заведующим стал и до настоящего времени является инициатор организации данного структурного подразделения в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта Сергей Петрович Евсеев. В 1995/96 учебном году был осуществлен первый набор студентов по этой кафедре.

    В сентябре 1999 года в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта был открыт первый в России факультет адаптивной физической культуры, осуществляющий образовательную деятельность по специальности 022500 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» в состав которого были включены три кафедры:
- теории и методики адаптивной физической культуры
- спортивной медицины и лечебной физической культуры,
- специальной психологии и психиатрии.

   В ноябре 2000 г. в составе факультета адаптивной физической культуры была образована кафедра «Гидрореабилитации и технологий физкультурно-спортивной деятельности», во главе которой стал Дмитрий Федорович Мосунов – основательтеории и методики гидрореабилитации и гидропедагогики (термин Д.Ф. Мосунова)в нашей стране.

         В июне 2003 г. в составе факультета адаптивной физической культуры была открыта еще одна новая бюджетно-хозрасчетная кафедра «Современной хореографии и танцевальной терапии». Заведующим кафедрой являлся - В.Г. Каспаров. В 2009 г. в состав в факультета вошла новая кафедра «Семейной и восстановительной медицины» под руководством Олега Богдановича Крысюка.
        На базе ФГОУ ВПО  «Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» было официально утверждено открытие Института адаптивной физической культуры ПРИКАЗОМ   № 238 от 2 июля 2010 года на основании Решения Ученого Совета ФГОУ ВПО  «Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург». Институт АФК с момента образования и по настоящее время возглавляет Ольга Эдуардовна Евсеева. 
Структура Института АФК в 2010 году включала:
 два факультета:
- Факультет базовой подготовки (подготовка бакалавров и специалистов), декан – Светлана Сергеевна Юдина;
- Факультет профессиональной подготовки (профилированной подготовки с 2015 года) (подготовка магистров) декан – Елена Борисовна Ладыгина.
пять кафедр:
   - Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры;
   - Кафедра современных адаптивной физической культуры;
   - Кафедра физической реабилитации;
   - Кафедра гидрореабилитации и технологии физкультурно-спортивной деятельности;
   - Кафедра специальной психологии и психиатрии.
        В 2018 году произошла реорганизация Университета, в результате чего в структуре Института АФК был образован новый факультет Образовательных технологий адаптивной физической культуры, и.о. декана которого стала Елена Борисовна Ладыгина.
С сентября 2019 года факультет возглавляет Алексей Анатольевич Шелехов.
Факультет ведет образовательную деятельность по направлениям подготовки:
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) - бакалавриат:
по 4 основным профессиональным образовательным программам:             
  • Адаптивное физическое воспитание;
  • Лечебная физическая культура;
  • Адаптивный спорт;
  • Физическая реабилитация.
49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) - магистратура:
по 3 основным профессиональным образовательным программам:         
  • Адаптивное физическое воспитание  в системе образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  • Спортивная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов
  • Физическая реабилитация
        Преподаватели факультета образовательных технологий адаптивной физической культуры «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» активно участвуют в проведении выездных курсов повышения квалификации практических работников отраслей: физическая культура и спорт, образование, социальная защита населения по вопросам адаптивной физической культуры. Данные курсы были реализованы в 34 субъектах Российской Федерации.
       Курсы повышения квалификации и семинары по адаптивной физической культуре с преподавателями высшей школы проводились сотрудниками факультета, в том числе в странах СНГ: Казахстане, Азербайджане, Белоруссии, Украине.
     Реализация практической подготовки студентов осуществляется через сотрудничество с ГБОУ школами, реабилитационными центрами, предприятиями, научными организациями, зарубежными партнерами путем заключения договоров для предоставления студентам баз практики.