ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ по вступительному испытанию «профильная дисциплина бакалавриата» – общие вопросы по направлению

Направление подготовки: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль): 
1 - «Психолого-педагогическое сопровождение спортивно-одаренных детей»
2 - «Психологическое сопровождение физической культуры и спорта»

ОБЪЁМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
 

На основании содержания дисциплин Базовой части  ОПОП высшего образования направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование:

Раздел 1.Общая и экспериментальная психология.
Предмет, методы и ключевые понятия общей психологии. Психика, сознание, самосознание. Психические процессы. Психические состояния. Психические свойства. Методы психологии. Организационные методы, эмпирические методы, методы обработки и интерпретации данных. Классификация методов психологического исследования (объективные, субъективные; по степени формализации). Этические принципы проведения психодиагностического исследования.

Раздел 2. Теории обучения и воспитания.
Ценностные ориентиры и цели образования. Образование как педагогический процесс. Закономерности педагогического процесса. Дидактика, ее задачи. Функции процесса обучения. Структура (этапы) процесса обучения. Система принципов обучения.  Классификации методов обучения. Организационные формы обучения.  Понятие методика и технология обучения.Сущность воспитательного процесса, его особенности. Основные подходы к определению содержания воспитания (традиционный и личностно-ориентированный. Система принципов воспитания. Средства и методы воспитания, условия их выбора.

Раздел 3. Социальная психология.
Предмет социальной психологии. Понятие о малой группе, ее социально-психологические характеристики Уровни развития группы. Влияние группы на личность и личности на группу. Общение как социально-психологический феномен: виды общения, стороны общения. Способы психологического влияния. Конструктивный и деструктивный конфликт.

Раздел 4. Психология развития и возрастная психология.
Психология развития и возрастная психология: общее и особенное. Закономерности и факторы психического развития. Основные зарубежные и отечественные подходы к психическому развитию.Основные понятия возрастной психологии: кризис, ведущая деятельность, новообразование и социальная ситуация развития. Возраст в узком и широком смысле. Проблема возрастной периодизации. Общая характеристика возрастного кризиса. Возрастные психологические особенности.

Раздел 5. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса.
Понятие «взаимодействие», «общение», «деятельность». Система «педагог-ученик», «педагог-класс», «педагог-родитель». Субъектно-субъектное и субъектно-объектное взаимодействие. Создание мотивирующей среды обучения. Метод педагогического прогнозирования.

Раздел 6. Социальная педагогика.
Предмет, функции, задачи, проблемы и методы социальной педагогики как науки.Основные понятия социальной педагогики и социальной работы(социальная работа, социальная помощь, социализация личности и т.д.). Виды адаптаций, их характеристика.Методы коррекции в работе социального педагога, тренера. Средовая адаптация в дошкольном  и школьном возрасте. Основные типы девиаций (алкоголизм, наркомания и др.)Девиации в подростковом возрастекак социально-педагогическая проблема: причины, профилактика и коррекция, роль физической культуры и спорта. Акцентуированное поведение подростков как социально-педагогическаяпроблема. Типы акцентуаций и учет их в спортивной практике, индивидуальный подход.Особенности воспитания детей в современной семье (благополучной иконфликтной).

Раздел 7. Дефектология.
Основные понятия и категории дефектологии (специальной педагогики). Проблемы компенсации, декомпенсации и коррекции психического развития в педагогическом процессе. Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Учение Л.С. Выготского о первичном дефекте и вторичных отклонениях в дизонтогенезе. Различные классификации форм ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Понятие реабилитации, социальной адаптации, интеграции лиц с проблемами в развитии. Направления социально-педагогической реабилитации: медицинская, психологическая, педагогическая, социальная реабилитация. Экстернальная и интернальная интеграция лиц с отклонениями в развитии. Подходы к реабилитации лиц с проблемами в развитии. Роль семьи в социализации ребенка с особенностями здоровья.Инклюзивное образование детей с ОВЗ.

Рекомендуемая литература:

к разделу 1 Общая и экспериментальная психология

  1. Гуревич П.С. Психология: Учебник / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2012. – 608 с.

  2. Немов, Р.С. Общая психология [Текст] : [учеб.пособие] / Р.С. Немов. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 304 с.

к разделу 2 Теории обучения и воспитания

  1. Крившенко, Л.П.   Педагогика [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата по гуманитарным направлениям и специальностям / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина ; Московский государственный областной университет. - Москва :Юрайт, 2015. - 363, [1] с. - (Бакалавр.Академический курс). - Гриф УМО высшего образования. - Библиогр.: с. 363-364.

  2. < > [Текст] : учебник / под ред. А. П. Тряпицыной. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 304 с. : ил. - (Учебник для вузов) (Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО по направлениям пед. образования. - Библиогр. в конце гл.Ефимова, Н.С. Социальная психология : учебник для бакалавров / Н.С. Ефимова, А.В.
    Литвинова. – М. : Издательство Юрайт, 2015 – 442 с. – Серия : Бакалавр.

  3. Андреенко, Е.В. Социальная психология : учеб. Пособие для студ. учреждений высш.
    проф. образования / Е.В. Андреенко; под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд., испр. – М. :
    Издательский центр «Академия», 2011 – 264 с. – (Сер.Бакалавриат).

 
к разделу 4 Психология развития и возрастная психология

  1. Возрастная психология [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. : Академия, 2011. - 329 с.

  2. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] : учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М. :Юрайт, 2012. - 460 с.

к разделу 5 Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса.

  1. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 422 с.

 
к разделу 6 Социальная педагогика

  1. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика. Основы курса [Текст] : учебник / Л. В.Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2014. - 375, [1]с.

  2. Мудрик, А.В.Социальная педагогика [Текст] : учебник для обучающихся по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" / А.В. Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2013. - 239, [1] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат). - Гриф. УМО вузов РФ по психолог.-пед. образованию.

к разделу 7 Дефектология

  1. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2019. — 176 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06814-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/book/specialnaya-psihologiya-i-specialnaya-...

  2. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 395 с.