ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ по вступительному испытанию «профильная дисциплина бакалавриата» – общие вопросы по направлению

Направления подготовки: 49.04.01 Физическая культура, 49.04.03 Спорт.
Направленности (профили):
"Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта"
"Комплексная реабилитация в физической культуре и спорте"
"Управление физической культурой и спортом"
"Спорт и система подготовки спортсменов в избранном виде спорта"
"Медико-биологическое сопровождение спортивной подготовки"
"Научно-методическое обеспечение спортивной подготовки"

Объемные требования.

Базовая часть вступительного испытания "профильная дисциплина бакалавриата" состоит из пяти модулей: 1 - Педагогика, 2 - Теория спорта, 3 - Психология, 4 - Физиология, 5 - Профилактическая медицина и основы здоровья.

1. Педагогика.

Вопросы по дисциплине педагогика.

  1. Понятие и классификация методов педагогического исследования. Характеристика эмпирических методов педагогического исследования (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент)
  2. Понятия принципов и правил обучения, их роль в учебном процессе. Система принципов обучения. Характеристика 1-2 принципов обучения (на выбор).
  3. Понятия о методах и методических приемах обучения. Функции методов обучения. Требования к выбору методов обучения.
  4. Характеристика методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся. Привести пример проблемного обучения на учебном илиучебно-тренировочном занятии, охарактеризовать его значение.
  5. Понятие организационных форм обучения. Виды организационных форм обучения. Функции организационных форм обучения.
  6. Классно-урочная форма организацииобучения, ее признаки. Типы и структура уроков.Дидактические требования к уроку и пути его совершенствования.
  7. Сущность воспитательного процесса, его особенности.
  8. Раскрыть основные подходы к определениюсодержания воспитания (традиционный и личностно-ориентированный) и основные направления содержания воспитания.
  9. Понятие принципов воспитания. Система принципов воспитания. Раскрыть требование одного из принципов воспитания и пути его реализации.

Рекомендуемая литература

  1. Крившенко, Л.П.   Педагогика [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата по гуманитарным направлениям и специальностям / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина ; Московский государственный областной университет. - Москва : Юрайт, 2015. - 363, [1] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО высшего образования. - Библиогр.: с. 363-364.
  2. Педагогика [Текст] : учебник / под ред. А. П. Тряпицыной. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 304 с. : ил. - (Учебник для вузов) (Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО по направлениям пед. образования. - Библиогр. в конце гл.ЭБС «Юрайт» Электронная библиотечная система «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
  3. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE» Электронная библиотечная система «Университетская библиотека ONLINE» http://www.biblioclub.ru/

 
Вопросы по дисциплине научно-методическая деятельность

  1. Понятие педагогическое исследование: сущность и виды исследований в теории и практике.
  2. Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические, математические методы, их характеристики).
  3. Виды направленности педагогических исследований.
  4. Этапы научного познания в логике научного исследования. Логика педагогического исследования.
  5. Методологические характеристики педагогического исследования (формулировка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез).
  6. Цель и задачи организации методической работы педагога.
  7. Основные коллективные формы методической деятельности педагога.
  8. Индивидуальные формы методической деятельности педагога.
  9. Основные нормативные документы в сфере образования, их содержание и характеристики.
  10. Формы и методы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников.

  Рекомендуемая литература

  1. Романова, А.В. Педагогика : учебно-методическое пособие (Практические занятия / А.В. Романова, О.И. Дранюк; Санкт-Петербургский гос. ун-т физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2008. – 146с.
  2. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко (и др.); под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432 с.
  3. Основы научно-методической деятельности: учебное пособие / С.Н.Бекасова; Т.Е.Баева; Нац. Гос. Ун-т физ.культуры, спорта и здоровья им.П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: 2009,- 220 с.
  4. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учебник для студ.сред.учеб.заведений /Е.В.Бережнова, В.В.Краевский. – «Академия», 2007. – 128 с.

 
Вопросы по дисциплине педагогика физической культуры

  1. Раскройте содержание понятия «обучение», его особенности в физкультурной деятельности. Раскройте функции процесса обучения в деятельности педагога физической культуры (теоретические и практические аспекты).
  2. Особенности дидактики спорта.
  3. Характеристика сторон процесса обучения (учение и преподавание) в физической культуре.
  4. Теоретические предпосылки содержания педагогического процесса в физической культуре.
  5. Раскройте компоненты педагогического процесса.
  6. Основные движущие силы педагогического процесса в учебно-тренировочном процессе. Приведите примеры.
  7. Охарактеризуйте основы педагогического процесса (обучение и воспитание) на современном этапе.
  8. Взаимосвязь между понятиями «закономерности воспитания» и «процесса воспитания», «правила принципа», теоретические и практические аспекты.
  9. Назовите основные принципы и правила воспитания, реализуемые в профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорта.

Рекомендуемая литература

  1. Безрукова, В.С.   Педагогика [Текст] : учебное пособие по направлению 050100 "Педагогическое образование" / В. С. Безрукова. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 381 с. : ил. - (Высшее образование). - Гриф УМО по направлениям пед. образования.
  2. Загвязинский, В.И.  Педагогика [Текст] : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова ; под ред. В. И. Загвязинского. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 350, [1] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат).
  3. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 648 с. - (Педагогическое наследие). - ISBN 978-5-691-01654-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56553.  
2. Теория спорта
  1. Спортивная подготовка как многокомпонентный процесс: понятие «спортивная подготовка»; основные компоненты системы спортивной подготовки.
  2. Характеристика спортивной тренировки: понятие «спортивная тренировка»; цель и задачи спортивной тренировки; средства спортивной тренировки; содержание (основные стороны) спортивной тренировки.
  3. Сущность спорта: понятие «спорт»; социальные функции спорта; основные направления развития современного спорта.
  4. Спортивный отбор в подготовке спортсмена: понятие «спортивный отбор»; виды спортивного отбора; критерии и методы, используемые для оценки способностей при отборе; этапы организации и проведения спортивного отбора.
  5. Техническая подготовка спортсмена: понятия «техническая подготовка» и «техническое мастерство»; критерии технического мастерства; виды технической подготовки; основные методы, используемые в процессе обучения спортивной технике.
  6. Физическая подготовка спортсмена: понятие «физическая подготовка»; виды физической подготовки, их содержание; особенности физической подготовки в зависимости от вида спорта.
  7. Тактическая подготовка спортсмена: понятия «спортивная тактика» и «тактическая подготовка»; виды и разновидности спортивной тактики в отдельных видах спорта задачи и виды тактической подготовки.
  8. Закономерности развития спортивной формы как основа построения годичных циклов тренировки: понятие «спортивная форма»; критерии оценки состояния спортивно формы; стабильные и лабильные компоненты спортивной формы; фазы (стадии) развития спортивной формы; значение физического развития спортивной формы для периодизации спортивной тренировки в годичных циклах подготовки.
  9. Психологическая подготовка спортсмена: понятие «психологическая подготовка»; виды психологической подготовки; психологические состояния спортсмена и их характеристика; содержание психологической готовности спортсмена к соревнованиям.

Рекомендуемая литература

  1. Иссурин, В.Б. Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин. – М. : Спорт, 2016. – 464 с.
  2. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Советский спорт, 2010. – 340 с. – (Атланты спортивной науки). – ISBN 978-5-9718-0433-8.
  3. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : в 2 т. – Киев : Олимпийская литература, 2015.
  4. Теория и методика спорта / под ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М. : [б. и.], 1997. – 416 с.
  5. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М. : Советский спорт, 2010. – 464 с. – ISBN 5-85009-747-3.
  6. Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. – М. : Спорт, 2016. – 352 с.
3. Психология
  1. Психология.Предмет, методы и ключевые понятия общей психологии. Психика, сознание, самосознание. Психические процессы. Психические состояния. Психические свойства. Малая социальная группа. Общение как социально-психологический феномен.
  2. Психология физической культуры. Психологическая структура деятельности. Психологическая характеристика детей дошкольного и школьного возраста (младшего школьного, подросткового и старшего школьного). Психологическая подготовка: общая и специальная.

Рекомендуемая литература

  1. Гуревич П.С. Психология: Учебник / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2012. – 608 с.
  2. Станиславская, И.Г. Актуальные вопросы общей психологии: учебное пособие / И.Г.Станиславская, Н.С.Цикунова; НГУ им. П.Ф. Лесгафта. -СПб., 2013. – 95с.
  3. Психология физической культуры и спорта [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата по гуманитарным направлениям и специальностям / А. Е. Ловягина [и др.] ; под ред. А. Е. Ловягиной. – М. : Юрайт, 2017. - 531 с. : ил. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО высш. образования. - Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru. - Библиогр.: с. 528-530. - ISBN 978-5-534-01035-0
4. Физиология
  1. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам. Стадии адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Функциональная система адаптации.
  2. Изменение функционирования органов и систем организма при выполнении физической нагрузки.
  3. Физиологические механизмы формирования адаптационных сдвигов в организме. Особенности физиологической адаптации в различном возрасте.
  4. Физиологическая характеристика работы субмаксимальной и большой мощности.
  5. Физиологическая характеристика работы умеренной и переменной мощности.
  6. Физиологическая характеристика работы максимальной мощности и статической работы.
  7. Физическая работоспособность спортсмена. Ее прямые и косвенные показатели и методы тестирования.
  8. Физиологические механизмы развития тренированности. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое, при стандартных и предельных нагрузках.
  9. Особенности реакций на физические нагрузки вегетативных систем организма людей зрелого и пожилого возраста. Влияние физических нагрузок на их функциональное состояние, работоспособность и сохранение здоровья.
  10. Адаптация вегетативных систем организма детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам. Влияние спортивной тренировки на развитие функций организма, его работоспособности и устойчивости к заболеваниям.
  11. Физическое качество сила, формы ее проявления и возрастные особенности. Физиологические механизмы развитии и функциональные резервы мышечной силы.
  12. Физическое качество быстрота, формы ее проявления и возрастные особенности. Физиологические закономерности и механизмы развития физического качества быстроты.
  13. Физиологические закономерности, формы проявления и механизмы развития выносливости.

Рекомендуемая литература

  1. Солодков А.С, Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для ИФК, изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2010. - 620 с.
  2. Левшин И.В., Солодков А.С. Адаптация в спорте.- СПб: НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2014. - 110с.
5. Профилактическая медицина и основы здоровья
  1. Микроклимат. Температура и влажность воздуха. Методика их оценки. Нормативы для закрытых помещений (учебных, спортивных).
  2. Рациональное питание спортсменов. Количественная адекватность питания. Методы определения  энергетических трат. Основной обмен.
  3. Пищевые вещества и их значение для организма.  Качественная адекватность питания.
  4. Витамины, их классификация и значение для организма. Принципы нормирования потребления витаминов.
  5. Меню-раскладка. Методика составления и гигиеническая оценка.
  6. Оценка пищевого статуса, определение и его показатели: антропометрические, функциональные, клинико-биохимические.
  7. Гигиенические принципы организации питания спортсменов. Режим питания спортсменов. Гигиеническая оценка рациона питания.
  8. Гигиена детей и подростков, как область гигиенических знаний, её основные задачи.
  9. Физическое развитие детей и подростков, методы оценки.
  10.  Биологический возраст. Характеристика показателей, их оценка и учёт при проведении занятий  физической культурой и спортом с детьми и подростками.
  11.  Закаливание организма. Гигиенические принципы закаливания. Виды закаливания. Закаливание в спортивной практике. Возрастные особенности проведения закаливающих процедур.
  12.  Гигиенические средства восстановления в спорте (сон, режим дня, питания  тренировочного процесса и пр.)

Рекомендуемая литература

  1. Цаллагова Р.Б. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности. Гигиена факторов среды. Физкультурно-спортивные сооружения: учебное пособие/Р.Б. Цаллагова, В.П. Башмаков, Н.В. Дубкова; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб:2014 – 196 с.
  2. Цаллагова, Р.Б. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: количественная и качественная адекватность питания студента-спортсмена: учебное пособие / Р.Б. Цаллагова, В.П. Башмаков, Н.В. Дубкова // Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб., 2016. – 160 с., стр.39).
  3. Цаллагова Р.Б., Дубкова Н.В., Башмаков В.П. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: гигиена детей и подростков. Учебное пособие СПб, 2015 г. – 128 с.
  4. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности:учебник длястуд.учреждений высш.образования /С. А. Полиевский.— М.:Издательский центр Академия»,2014. — 272 с. — (Сер. Бакалавриат).