Кафедра спортивной медицины и технологий здоровья

49.04.01 Физическая культура
Программа магистратуры: «Комплексная реабилитация в физической культуре и спорте»
Институт здоровья и реабилитологии
Кафедра спортивной медицины и технологий здоровья  

ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МАГИСТРАТУРУ
 
Характеристика профессиональной деятельности магистров
Область профессиональной деятельности магистров включает физкультурное образование, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового стиля жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научно-изыскательные работы, исполнительское мастерство.
Объектами профессиональной деятельности магистров являются:лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведения здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков, и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности;
учебно-методическая и нормативная документация.

Магистр по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

 

  • педагогическая;
  • тренерская;
  • проектная;
  • рекреационная;
  • организационно-управленческая;
  • научно-исследовательская;
  • культурно-просветительская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовиться магистр, определяются высшем учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
 Магистр по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
педагогическая деятельность:
постоянно повышать свою педагогическую квалификацию;
разрабатывать учебную документацию по физической культуре в соответствии со спецификой учебного заведения;
внедрять инновационные технологии в учебный процесс по физической культуре;
оценивать эффективность учебного процесса по физической культуре и вносить в него соответствующие коррективы;
разрабатывать методические пособия по физической культуре для конкретного контингента занимающихся;
тренерская деятельность:
постоянно повышать свою тренерскую квалификацию;
разрабатывать и внедрять тренировочные программы для спортсменов разного уровня квалификации;
обобщать и внедрять в практическую деятельность передовой отечественный и зарубежный опыт в области подготовки спортсменов различной квалификации;
анализировать эффективность тренировочного процесса и вносить в него соответствующие коррективы;
проектная деятельность:
осуществлять оперативное и стратегическое прогнозирование, проектирование и планирование физкультурно-спортивной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном (локальном) уровнях;
осуществлять оперативное и стратегическое проектирование и планирование деятельности спортивных, физкультурно-оздоровительных и туристских организаций;
рекреационная деятельность:
постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
обобщать и внедрять в практическую деятельность передовой отечественный и зарубежный опыт в области оздоровительных технологий;
разрабатывать индивидуальные рекреационные программы для различного контингента занимающихся;
анализировать эффективность рекреационных программ и вносить в них соответствующие коррективы;
организационно-управленческая деятельность:
постоянно повышать свою профессиональную квалификацию в области организационно-управленческой деятельности;
обобщать и внедрять в практику передовой отечественный и зарубежный опыт работы физкультурно-спортивных организаций;
разрабатывать целевые программы развития физической культуры и спорта на разных уровнях;
анализировать деятельность физкультурно-спортивных организаций и вносить в нее соответствующие коррективы;
научно-исследовательская деятельность:
постоянно повышать свою профессиональную компетенцию в области выявления научных проблем и способов их решения;
выявлять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической культуры и спорта;
внедрять инновационные и современные компьютерные технологии в практику научных исследований в области физической культуры и спорта;
разрабатывать программы научных исследований и методологию их реализации;
культурно-просветительская деятельность:
постоянно повышать свою профессиональную компетенцию в области планирования и осуществления культурно-просветительской деятельности;
разрабатывать целевые кампании по пропаганде физической культуры и спорта.
Направленности (профиль) образовательной  программы:

Комплексная реабилитация в физической культуре и спорте.  
 
Вступительные испытания:
Профильная дисциплина бакалавриата.
 
Объемные требования
для  сдачи вступительных испытаний (экзамена) в магистратуру
Раздел 1. Общая патология.Понятие о здоровье и болезни. Основы общей патологии. Понятие об этиологии. Понятие о патогенезе. Иммунитет, нарушения иммунной системы. Иммунная реактивность спортсменов. Конституция, наследственность. Типовые патологические процессы.
Раздел 2. Морфофункциональные особенности систем организма спортсмена.
Оценка состояния здоровья спортсменов. Методы обследования спортсменов. Физическое развитие. Сердечно-сосудистая система спортсменов. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы. Спортивное сердце. Система внешнего дыхания спортсменов. Вегетативная нервная система спортсменов.
 
Раздел 3. Врачебные  наблюдения за спортсменами.  Частная патология у спортсменов.
Врачебно-педагогические наблюдения, формы, методы. Самоконтроль спортсменов. Врачебный контроль за детьми и подростками. Врачебный контроль за женщинами. Медицинское обеспечение массовой физической культуры. Заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной, мочевыделительной  систем спортсмена.  
Раздел 4. Спортивный травматизм и неотложные состояния в спорте.
Понятие о травмах. Понятие об ушибах, повреждениях мышечного и связочного аппарата. ПЛДП – метод самолечения спортивных травм. Переломы закрытые и открытые, травматические вывихи. Кровотечения, способы временной остановки кровотечений. Понятие о черепно-мозговых травмах. Обморочные состояния в спорте. Понятие о гипогликемии. Понятие о тепловом и солнечном ударе. Понятие о переохлаждении и отморожениях
Раздел 5. Хроническое физическое перенапряжение у спортсменов. Средства повышения спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов.
Хроническое перенапряжение у спортсменов. Перетренированность. Хроническое перенапряжение сердечно-сосудистой системы, иммунной системы, пищеварительной системы, мочевыделительной системы, хроническое перенапряжение опорно-двигательного аппарата. Допинги. Восстановительные средства в спорте.
 
Вопросы

 

  1. Физическое развитие. Определение, оценка физического развития по методу стандартов, индексов, корреляции.
  2. Особенности физического развития и телосложения у представителей различных видов спорта.
  3. Понятие о конституции. Определение, классификация М.В. Черноруцкого (нормостенический, гиперстенический, астенический типы). Взаимосвязь типа конституции со склонностью к определенным заболеваниям.
  4. Понятие о здоровье. Определение, виды здоровья. Оценка состояния здоровья спортсменов.
  5. Понятие о гипокинезии и гиперкинезии. Определение, роль  гипокинезии и  гиперкинезии  в возникновении заболеваний.
  6. Понятие о наследственности. Определение, роль наследственности в патологии.
  7. Понятие о реактивности. Определение, виды реактивности.
  8. Понятие о болезни. Определение, классификация болезней. Периоды болезни и их характеристика.
  9. Понятие об этиологии. Определение. Внешние этиологические факторы возникновения заболеваний и их характеристика.
  10. Понятие об этиологии. Определение. Внутренние этиологические факторы  возникновения заболеваний и их характеристика.
  11. Понятие об иммунитете. Определение, виды иммунитета. Особенности изменения иммунитета при занятиях спортом.
  12. Аллергия как состояние реактивности. Определение, причины возникновения, виды. Аллергические заболевания.
  13. Понятие об иммунодефиците. Определение, виды иммунодефицита.
  14. Понятие о патогенезе. Определение, роль  патологических и приспособительных процессов в динамике болезни.
  15. Воспаление  как местный  адаптационный синдром. Определение, признаки, стадии, роль в патологии.
  16. Понятие о воспалении.  Определение, признаки. Общие реакции организма при воспалении: лейкоцитоз, лихорадка.
  17. Типовой патологический процесс. Понятие об атрофии и гипертрофии. Определение, виды.
  18. Типовой патологический процесс. Понятие о местных расстройствах кровообращения (артериальная и венозная гиперемия, стаз). Определение, виды.
  19. Типовой патологический процесс. Понятие о тромбозе и эмболии. Определение, признаки.
  20. Типовой патологический процесс. Понятие об ишемии и инфаркте. Определение, признаки.
  21. Типовой патологический процесс. Дистрофии. Определение, классификация дистрофий. Профилактика.
  22. Методы оценки функционального состояния нервной системы  спортсменов.
  23. Определение и оценка частоты сердечных сокращений и артериального давления у спортсменов в  состоянии покоя.
  24. Методика количественной оценки  изменений частоты сердечных сокращений и пульсового артериального давления при нормотоническом и гипотоническом типе реакции.
  25. Методика оценки функциональных проб сердечно-сосудистой системы по данным покоя и восстановления.
  26. Комбинированная проба С.П.Летунова. Методика проведения и оценка типов реакций  сердечно-сосудистой системы.
  27. Проба Руффье. Методика проведения и оценка.
  28. Долговременная адаптация сердечно-сосудистой системы при занятиях спортом.
  29. Понятие о “спортивном сердце”, структурные и функциональные особенности сердца спортсменов.
  30. Особенности функционального состояния системы кровообращения спортсменов.
  31. Особенности функционального состояния дыхательной системы спортсменов.
  32. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой  системы спортсменов (электрокардиография (ЭКГ), фонокардиография (ФКГ), эхокардиография  (ЭхоКГ)).
  33. Миокардиодистрофия  вследствие хронического физического перенапряжения у спортсменов. Изменения на ЭКГ  при хроническом физическом перенапряжении сердца  у спортсменов.
  34. Гарвардский степ-тест. Методика проведения и оценка общей физической работоспособности  спортсменов.
  35. Тест PWC170. Методика проведения и оценка общей физической работоспособности спортсменов.
  36. Методика проведения и оценки общей физической работоспособности спортсмена с помощью определения МПК (максимальное потребление кислорода).
  37. Заболевания  системы кровообращения у спортсменов (гипертоническая болезнь,  атеросклероз, ишемическая болезнь сердца (ИБС): стенокардия, инфаркт миокарда), профилактика.
  38.  ЖЕЛ (жизненная емкость легких), определение. Легочные объемы, расчет должных величин ЖЕЛ.
  39. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Определение, методика измерения, оценка ЖЕЛ у спортсменов.
  40. Методы оценки функционального состояния  системы внешнего дыхания спортсменов.
  41. Функциональные пробы, применяемые в спортивной медицине для оценки системы внешнего дыхания.
  42. Инструментальные методы исследования  дыхательной системы (спирометрия, спирография, пневмотахометрия).
  43. Заболевания дыхательной системы у спортсменов (фарингит, ларингит, трахеит, бронхит, пневмония, бронхиальная астма).
  44. Методы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы спортсменов  (дермографизм, ортостатическая и клиностатическая пробы). Методика проведения и оценка.
  45. Методы оценки координационной  функции нервной системы спортсменов.
  46. Теппинг-тест. Методика проведения и оценка.
  47. Методы оценки функционального состояния нервно-мышечного аппарата спортсменов.
  48. Анализаторы, определение. Методы оценки функционального состояния анализаторов (зрительный, слуховой, вестибулярный)  спортсменов.
  49. Анализаторы, определение. Методы оценки функционального состояния двигательного и кожного анализаторов спортсменов.
  50. Инструментальные методы исследования нервной системы (электроэнцефалография (ЭЭГ), электромиография (ЭМГ), миотонометрия, магнитно-резонансная томография (МРТ)).
  51. Заболевания нервной системы у спортсменов (нейроциркуляторная дистония,
         неврозы, невриты,  остеохондроз), профилактика.
  52. Врачебно-педагогические наблюдения. Определение, цель, задачи   врачебно-педагогических наблюдений.
  53. Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН). Определение, цель, формы врачебно-педагогических наблюдений.
  54. Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН). Определение, цель ВПН. Простые и сложные (инструментальные) методы исследования, используемые при врачебно-педагогических наблюдениях.
  55. Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН). Определение, цель. Специальные методы исследования (метод дополнительных нагрузок).  Методика проведения и оценка.
  56.  Врачебно-педагогические наблюдения. Специальные методы исследования (метод повторных специфических нагрузок).  Методика  проведения и оценка.
  57. Самоконтроль спортсмена. Задачи, основные показатели, используемые для  самоконтроля. Роль тренера в организации и осуществлении самоконтроля.
  58. Врачебный контроль  за детьми и подростками при занятиях  спортом.
  59. Врачебный контроль за детьми и подростками при занятиях физической культурой.
  60. Врачебный  контроль за женщинами-спортсменками.
  61. Самоконтроль в массовой физической культуре.
  62. Врачебный контроль в массовой физической  культуре.
  63. Особенности врачебного контроля при занятиях физической культурой в среднем и пожилом возрасте.
  64. Очаги  хронической инфекции. Влияние  на состояние здоровья спортсмена и спортивную работоспособность.
  65. Заболевания пищеварительной системы у спортсменов (гастрит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП), язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, колит).
  66. Хроническое физическое перенапряжение пищеварительной системы (печеночный болевой синдром). Признаки, причины возникновения, оказание первой медицинской помощи, профилактика.
  67. Обморочные состояния. Определение, причины возникновения, признаки. Оказание первой медицинской помощи, профилактика.
  68. Понятие о гипогликемии. Определение, причины возникновения гипогликемии при занятиях спортом, профилактика. Оказание первой  медицинской помощи при  гипогликемическом  состоянии.
  69. Тепловой  и солнечный удары. Определение, признаки, причины возникновения. Оказание первой  медицинской помощи, профилактика.
  70. Переохлаждение, определение. Оказание первой медицинской помощи при переохлаждении, профилактика.
  71. Утопление. Виды утопления. Оказание первой медицинской помощи при утоплении.
  72. Внезапная смерть в спорте. Определение, причины смерти при занятиях спортом.
  73. Реанимация: правила проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
  74. Заболевания опорно-двигательного аппарата у спортсменов (артрит, артроз, остеохондроз позвоночника, остеопороз).
  75. Спортивный травматизм: причины, условия и профилактика.
  76. Характеристика тяжёлых трав в спорте. Причины, признаки,  оказание первой  медицинской  помощи, профилактика.
  77. Оказание первой медицинской помощи при ушибе (гематоме). Причины возникновения, признаки, профилактика.
  78.  Характеристика повреждений мышц и сухожилий у спортсменов. Причины возникновения, признаки. Оказание первой медицинской помощи, профилактика.
  79. Хроническое перенапряжение опорно-двигательного аппарата при занятиях спортом. Причины возникновения, признаки, профилактика.
  80. Характеристика повреждений суставов в спорте. Причины, признаки, оказание первой  медицинской помощи, профилактика.
  81. Вывихи, определение. Причины возникновения при занятиях спортом, признаки. Оказание первой медицинской помощи, профилактика.
  82. Сотрясение головного мозга. Признаки, причины возникновения при занятиях спортом, профилактика. Оказание первой  медицинской  помощи.
  83. Спортивный травматизм при занятиях боксом (грогги, нокдаун, нокаут). Причины возникновения, признаки, оказание первой медицинской помощи, профилактика.
  84. Переломы, виды переломов, причины возникновения переломов при занятиях спортом, профилактика. Оказание первой  медицинской помощи при закрытом переломе костей.
  85. Переломы, виды переломов, причины возникновения переломов при занятиях спортом, профилактика. Оказание  первой медицинской помощи при открытом переломе костей.
  86. Кровотечения, виды кровотечений, признаки. Оказание первой медицинской помощи при кровотечении.
  87. Отморожения, определение. Оказание первой медицинской помощи при отморожениях, профилактика.
  88. Восстановительные средства в спорте. Классификация, общие принципы их использования.
  89. Допинги. Определение, порядок проведения антидопингового контроля.
  90. Допинги. Определение, классификация. Влияние допингов на состояние здоровья спортсменов.